Как доставить газ без опасности

Состояние газопроводов постоянно контролируется. В этом людям помогают высокотехнологичные «свиньи», которые ползают по трубам в труднодоступных местах

Километры и миллиарды

Протяженность газопроводов «Газпрома» — 168,3 тысяч км. Если вытянуть трубы в одну линию, они смогут четырежды опоясать Землю. Срок службы более 70% всех существующих газопроводов превышает 20 лет. Газотранспортная система строилась таким образом, чтобы трубы смогли пролежать на земле и под водой десятки лет без замены и ремонта. Тем не менее «Газпром» ежегодно закладывает в инвестпрограмму средства на реконструкцию и ремонт газотранспортной системы. Эти средства идут на регулярное обследование состояния газопроводов: определяются участки, подвергшиеся коррозии, а также участки, которые надо заменить. В 2012 году на эти цели было направлено 23,6 млрд рублей.

Газопровод: сколько мне осталось?

Не всегда нужно заменять поврежденные трубы новыми — узнать, сколько еще прослужит газопровод, можно при помощи специальных расчетов. Это называется оценкой остаточного ресурса. Для расчетов необходимо знать скорость короззии металла и коррозийную активность грунта. Иногда бывает достаточно переизолировать участок, заменив его антикоррозийное защитное покрытие. Для этого используют битумную изоляцию, полиэтиленовое покрытие заводского нанесения или полимерные ленты.

0,2 аварии в год

Чтобы узнать, когда следует провести повторную экспертизу, проводится так называемый анализ значений локальной интенсивности аварий.

Интенсивность аварий измеряют количеством аварий на участке газопровода длиной 1000 км за один год его эксплуатации. Статистика такова: в среднем на российских магистральных газопроводах интенсивность аварий составляет 0,2 аварии в год на 1000 км.

Коррозия

процесс разрушения металлических материалов вследствие взаимодействия их с внешней (коррозионной) средой. Из-за коррозии ежегодно утрачивается от 1 до 1,5% всего металла, накопленного в мире и находящегося в сфере деятельности людей.

В газовой промышленности вопросы коррозии занимают особое место в связи с большой металлоемкостью эксплуатируемого оборудования и сооружений и работой большинства из них под давлением газа. Возникающие коррозионные проявления вызывают не только высокие интегральные потери металла, но и дополнительно обусловливают уровень опасности связанных с ними разрушений в целом и в плане экологии в частности. В результате косвенные потери могут оказаться неизмеримо выше.

Обследование свиньями

Многие газопроводы проложены в регионах с суровым климатом, что делает их труднодоступными. Для обследования их состояния применяются специальные методы. Один из них — метод внутритрубной дефектоскопии, при котором применяются специальные поршни — внутритрубные снаряды-дефектоскопы. По-английски такие устройства называются pigs, поэтому российские газовики называют их «свиньями» или «хрюшками».

«Свиньи» — специальные приборы на батарейках, которые ползут внутри трубы и записывают информацию о состоянии газопровода.

«Свинье», которая поползет по участку «Северного потока», придется преодолеть более 1,2 тыс. км.

Для анализа значений локальной интенсивности аварий необходимы данные об инцидентах и отказах на участке газопровода, экспертные оценки конструктивно-технологических особенностей, данные об условиях строительства, эксплуатации и текущем техническом состоянии участка.

 
 
Давление газа
двигает «свинью»
Для выявления дефектов «свинья» использует магнитные поля

Помимо сбора информации о состоянии газопровода, снаряд-дефектоскоп сбивает грязевые наросты на стенах труб

Использование специальных технологий и оборудования для ремонта газопроводов дает существенную экономию топливно-энергетических ресурсов. Новые технологии испытания и ремонта скважин также позволяют получать высокие показатели энергосбережения и энергоэффективности. В 2012 году «Газпром» сэкономил около 2 млн тонн условного топлива, в том числе 1807,0 млн кубометров природного газа — этого объема хватило бы, чтобы обеспечить топливом Новосибирскую или Томскую область.

Комментарии

Комментирии закрыты.